История развития отдела

Практические и научные основы разработки  подводных робототехнических систем  в России заложили в 70-х годах: В.С. Ястребов – заместитель директора Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН и проф. кафедры М-7. и В.А. Челышев – директор НИИСМ МГТУ им. Н.Э. Баумана.  Значительный научный вклад в становление отдела внесли: академик Е.П.Попов  д.т.н. Н.А Лакота.

В.С.  Ястребов В.А. Челышев
В.С.  Ястребов
1932 – 2005гг.
Академик РАЕН, профессор каф. СМ-11 2001-2005гг.
Директор ИО АН СССР
1987- 1989 гг.
В.А. Челышев
1943 – 2007г.г.
Д.т.н., зав. кафедрой СМ-11 1989- 2007гг.
Директор НИИСМ МГТУ
им. Н.Э. Баумана 1991- 2007гг.

 

Благодаря творческому союзу ИОРАН и МГТУ фактически на пустом месте, при отсутствии каких либо технических заделов, возникло к 90-м годам новое научно-техническое направление по исследованию и разработке необитаемой подводной техники.

В число совместных разработок этих организаций относятся: ПТА «Спасатель»; роботы «Скат» и «Акватор», роторный аппарат «У-2», двухзвенная буксируемая система «Пегас», буксируемый аппарат «Звук Гео» Все эти аппараты были успешно испытаны на предельных глубинах и большинство из них использовались в исследовательских рейсах судов ИОРАН при участии специалистов НИИСМ.

Подводный робот «Скат» ннатранспортнойПодводный робот «Скат» ннатранспортной


Роторный аппарат  «У-2»Роторный аппарат  «У-2»


Буксируемый комплекс «Звук-Гео» с гидравлической системой отбора проб донных породБуксируемый комплекс «Звук-Гео» с гидравлической системой отбора проб донных пород


Подводный робот «Скарус» (на заднем плане) с гидравлической движительной системой  на Международной выставке в г. ГеленджикПодводный робот «Скарус» (на заднем плане) с гидравлической движительной системой  на Международной выставке в г. Геленджик

В сложное время перестройки В.А. Челышев смог установить тесные научно-технические связи с МЧС России, Управлением поисковых и аварийно-спасательных ВМФ и многими организациями, занимающимися применением подводной техники в нашей стране. Яркой страницей в биографии В.А. Челышева была экспедиция в 1995г. на затонувшую в  Норвежском море атомную подводную лодку (АПЛ) «Комсомолец».

АПЛ “КОМСОМОЛЕЦ” затонула в Норвежском море в результате аварии, происшедшей в 1989 г.  При погружении в носовой части АПЛ произошел взрыв, который разрушил ее корпус в носовой части и повредил боевые торпеды с атомным зарядом. Поднять "Комсомолец" было нельзя из-за катастрофических разрушений прочного корпуса и В.А. Челышев предлагает оригинальное решение по герметизации лодки на месте. 

В 1995 г. с привлечением НПО “СОЮЗ” в МГТУ им. Н.Э.Баумана по руководством В.А. Челышева были в короткие сроки разработаны и изготовлены специальные емкости   и   малогабаритные раскрывающиеся перегородки, изолирующие носовую часть в главном разломе на внутреннем диаметре около 11 метров.

Установку оборудования на разрушенную АПЛ осуществлял лично Владимир Алексеевич за четыре погружения на подводном аппарате «Мир» на глубину 1700 м.  

Окончательный вид герметизации на АПЛ
Окончательный вид герметизации на АПЛ

Таким образом, в 1992-1995 гг. Россия успешно справилась с задачей ликвидации последствий катастрофы АПЛ "Комсомолец". Впервые в мировой практике на радиационно опасном объекте, российскими специалистами выполнены уникальные подводно-технические работы, имеющие большое значение для защиты окружающей среды.

Телеуправляемый аппарат «Омар» со следящими манипуляторами отдела СМ4-2

Телеуправляемый аппарат «Омар» со следящими манипуляторами отдела СМ4-2

 

Вернуться к странице Отдела СМ4-2